ДИСКЛЕЙМЕР
Статьи на данном сайте имеют исключительно образовательный характер и посвящены разъяснению основ православия и христианства. Мы стараемся представлять материал объективно, основываясь на учениях Русской Православной Церкви, проявляя уважение ко всем конфессиям и взглядам. Сайт не преследует цели спровоцировать конфликты, задеть чувства последователей иных религий или распространять ненависть и дискриминацию. Пользователи, продолжающие изучать материалы сайта, подтверждают свое согласие с настоящим уведомлением и отказываются от предъявления юридических или иных претензий, связанных с содержанием размещенных публикаций.

Нужны ли сегодня посредники в лице священников для общения человека с Богом?

Одной из наиболее фундаментальных и принципиальных точек доктринального противостояния между православной традицией и протестантским богословием, безусловно, является глубоко расходящееся понимание роли священства и самой категории посредничества между человеком и Богом. Последователи протестантизма, опираясь на доктрину о всеобщем священстве верующих, склонны решительно утверждать, что каждая личность, искренне верующая во Христа, обладает неотъемлемым правом и духовной способностью к непосредственному, прямому общению с Господом, без какой-либо необходимости в обязательном участии рукоположенного священника или иного официального представителя церковной институции. В своей полемике они часто апеллируют к радикальным тезисам, вроде известного изречения «каждый верующий есть священник сам для себя», что логически ведёт к полному отрицанию и отвержению традиционных для исторического христианства сложных иерархических церковных структур, которые являются неотъемлемой и освящённой веками характеристикой именно православной экклезиологии. Однако, в противовес этому взгляду, святоотеческое православное вероучение со всей настойчивостью и твёрдостью утверждает непреложную богоустановленную необходимость особого священнического служения, а также догматическую реальность и спасительную важность присутствия законного посредника в лице священника в деле спасения человека, подчёркивая глубокую историческую и богословскую обоснованность подобной сакраментальной организации церковной жизни, восходящей к апостольским временам.

Давайте внимательно изучим этот спорный вопрос, разобрав основные аргументы обеих сторон и представив детальный православный ответ.

Контекст понятий и богословие посредничества

Понятие посредничества между тварным человечеством и нетварным, абсолютным Божественным Началом необходимо осмысливать в предельно широком и глубоком богословском контексте, видя в нём не просто исторический или социальный институт, но фундаментальное выражение самой экзистенциальной потребности падшего человечества в духовной поддержке, опытном наставничестве и авторитетном руководстве на многотрудном и тернистом пути ко спасению и обожению. Эта ключевая для многих религиозных традиций категория охватывает собой целый сонм сакральных фигур, которые, в соответствии с учением Церкви, занимают особое положение между отдельной человеческой личностью и трансцендентным Божеством, выполняя незаменимую роль помощников в правильном постижении, верном истолковании и конечном исполнении сокровенной воли Господней. Наиболее полно и зримо этот принцип духовного водительства воплощается в многогранном служении рукоположенных священников, совершающих таинства; в аскетическом подвиге монахов, являющих собой живой пример отречения от мира; в ходатайственной молитве канонизированных святых, предстоящих пред Престолом Божиим; а также в пророческом служении избранных Богом провидцев, через которых говорит Сам Господь. Все они, каждый своим уникальным образом, исполняют высокую миссию духовных проводников, наставников и посредников, помогая верующему человеку не заблудиться на сложных путях земного бытия и достичь главной цели — познания Бога и наследия вечной жизни в обетованном Царстве Небесном.

Священство Ветхого Завета

Священство Ветхого Завета представляло собой фундаментальный и богоустановленный институт, глубоко укоренённый в религиозной и общественной жизни древнего Израиля. Его истоки и полномочия берут начало непосредственно от Самого Господа, что придавало этому служению сакральный, непререкаемый авторитет и исключительную духовную значимость. Первоначально, как мы ясно видим из Священного Писания, институт священства присутствовал уже в самой ветхозаветной традиции, формируя core и основу взаимоотношений между народом и Богом. Без этого божественного установления вера могла бы остаться абстрактной и лишённой формы, но Господь даровал стройную и совершенную систему. Разветвлённая и строго иерархическая система левитов и священников играла колоссальную, ни с чем не сравнимую роль в поддержании священного культового пространства, а также в регулировании и укреплении уникальных взаимоотношений между израильтянами и их Творцом, Яхве. Именно они обеспечивали чистоту богослужения и неукоснительное соблюдение Закона, выступая живым щитом между святостью Божией и греховностью человека.

Высшая и наиважнейшая фигура в этой иерархии, такая как первосвященник, выполняла наиответственнейшие обязанности божественного примирителя и ходатая. Он один, и только он, удостаивался права входить в Святая Святых, осуществляя ключевые жертвоприношения и совершая высочайшие молитвенные действия от лица всего народа, умоляя о прощении и благодати. Однако, как убедительно показывают ветхозаветные книги, божественная роль священников отнюдь не сводилась к простому, механическому исполнению внешних обрядов и ритуалов. Они были живыми проводниками воли Божией, богодухновенными посредниками, призванными всем своим служением помогать людям достигать подлинной внутренней чистоты сердца и абсолютной искренности намерений перед лицом Всевышнего. Они наставляли, учили и вразумляли народ, растолковывая сложные предписания Закона. Можно с уверенностью утверждать, что без наличия этой богоустановленной посреднической системы древний Израиль оказался бы духовно изолирован от своего Бога, неминуемо утрачивая верное направление пути и лишаясь божественного руководства в суровой исторической реальности.

Преемственность института священства в Новом Завете

Преемственность института священства в Новом Завете является не просто историческим фактом, но живым и догматически непреложным свидетельством исполнения ветхозаветных обетований и божественного замысла о спасении человечества. Переходя к глубокому осмыслению новозаветной эпохи, мы с благоговением видим, что сакральная функция священства, сохранив свою сущностную сердцевину, обрела радикально новую, одухотворённую форму и неизмеримо более глубокое содержание. Этот божественный институт не был упразднён, но совершил величественную трансформацию, став прямым и непосредственным продолжением искупительной миссии Иисуса Христа, который явил миру Себя как единственного и вечного Верховного Жертвователя и Высочайшего Ходатая за всё человечество. Его крестная жертва раз и навсегда заменила ветхозаветные прообразы, но необходимость в видимом служении и посредничестве осталась.

После Своего славного Вознесения, Христос, обладая всей властью на небе и на земле, лично учредил Апостольский сан, торжественно поручив Своим ближайшим и верным ученикам продолжить и распространить Его спасительную миссию до края земли, наделив их уникальной благодатью и полномочиями. Именно через таинственное возложение рук и непрерывную преемственность, идущую по цепочке рукоположений прямо от самих апостолов – что именуется Апостольским преемством – священники Нового Завета получили дарованную свыше власть и законные полномочия совершать величайшее таинство Евхаристии, реально осуществлять отпущение грехов в таинстве Покаяния и авторитетно учить основам истинной веры, охраняя паству от заблуждений. Их высочайшая миссия заключается в том, чтобы sacramentally представлять личность Христа в мирских делах, предлагая страждущим людям животворящий свет Евангелия и действуя как пастыри и управители от Самого лица Божьего.

Таким образом, вся литургическая и пастырская деятельность новозаветных священников продолжает и воплощает великую линию божественного посредничества, которая была провиденциально начата ещё в Ветхом Завете и окончательно завершена, исполнена во всей своей полноте в Новом Завете через искупительный подвиг Иисуса Христа. Современные священнослужители выступают не от себя, но как прямые представители небесного царства, специально направленные в мир для духовной поддержки, наставления и защиты своей паствы на трудном пути ко спасению.

Православный взгляд на категорию посредников

Православие, базируясь на Предании Церкви, твёрдо отстаивает потребность в наличии священников и других посредников между человеком и Богом. Основные причины лежат в области антропологии, экклезиологии и патристики.

Важный факт: большинство недопониманий и разногласий протестантов с православными имеют только одну причину, отказ протестантов признать авторитет Предания и следование только Писанию, что является заблуждением (у нас есть подробная статья на эту тему).

Антропологический подход

С православной точки зрения, фундаментальной особенностью человеческой природы является ее онтологическая ограниченность и уязвимость. Каждая личность, даже самая искренне и ревностно верующая, по своей сути нуждается не только в Божественной благодати, но и в живом, конкретном руководстве, мудром совете и личном примере со стороны более опытного и духовно зрелого собрата по вере. Эта потребность проистекает из понимания того, что самостоятельное, изолированное духовное делание крайне опасно: оно неизбежно ведет к тонким и коварным заблуждениям, к потере верных духовных ориентиров и, в конечном счете, к неминуемому падению в сети самых неожиданных искушений. Именно для противостояния этой экзистенциальной опасности в Церкви существует институт священства, монашества и старчества — эти служения призваны оказывать всестороннюю поддержку верующим, предлагать глубокие и своевременные духовные советы и, что самое главное, обеспечивать неразрывную живую связь с двухтысячелетней церковной традицией и святоотеческой мудростью.

Поэтому Православие с особой силой подчеркивает уникальную значимость именно личного, доверительного контакта с опытным пастырем. Такой наставник, опирающийся на многолетнее изучение Священного Писания, творений Отцов Церкви и богатейшего житейского опыта, выполняет роль духовного врача и проводника. Он помогает душе распознать скрытые опасности на ее пути, заблаговременно увидеть ловушки страстей и ясно указать единственно верное, спасительное направление движения к Богу, учитывая все уникальные особенности и обстоятельства жизни конкретного человека.

Экклезиологическая перспектива

Святая Экклезия, то есть Церковь, понимаемая как мистическое Тело Христово, организована не по человеческому произволению, а по особому, богоустановленному порядку. Этот божественный замысел тонко и эффективно обеспечивает живое, непрерывное и спасительное взаимодействие между всеми членами общины верующих и Самим Богом. Для осуществления этой великой цели в канонической структуре Православной Церкви изначально предусмотрена иерархия, состоящая из трех ключевых уровней священства: диаконского, пресвитерского и епископского. Каждая из этих ступеней исполняет строго определенную и незаменимую роль в общем процессе божественного посредничества и духовного окормления паствы. Так, диаконы исполняют высокую вспомогательную литургическую службу, символизируя собою ангельское служение, пресвитеры (священники) непосредственно проводят таинства, возглавляют богослужения и проповедуют Слово Божие, а епископы, являясь преемниками апостолов, обладают полнотой власти для возглавления местных церквей, рукоположения священнослужителей и обеспечения догматического единства и координации действий всей церковной общины.

Такая многоуровневая и стройная система божественной иерархии гарантирует не просто порядок, но самое главное – равномерное и отеческое распределение пастырской ответственности, а также всестороннюю заботу о спасении буквально каждого отдельного члена церкви. Без этого Богом установленного института священства неминуемо теряется каноническое централизованное управление, что незамедлительно приводит к возникновению опасных локальных отклонений в вероучении, к произвольным искажениям литургической практики и, что весьма прискорбно, к многочисленным злоупотреблениям духовной властью. Таким образом, эффективное и спасительное функционирование Церкви как богочеловеческого организма требует неукоснительного постоянного контроля, мудрого управления и духовного авторитета со стороны специально поставленных и опытных деятелей, что в конечном итоге является единственной гарантией подлинной устойчивости, стабильности и сохранения чистоты веры во всем мире.

Патристический вклад

Святые отцы и великие подвижники древней Церкви оставили поистине неизгладимый и глубокий след во всей последующей истории христианства не только своими боговдохновенными литературными произведениями, но и, что еще важнее, своими личными святыми делами и примером собственной жизни. Среди целого сонма выдающихся богословских фигур особенно ярко выделяются такие столпы православия, как святитель Василий Великий, святитель Иоанн Златоуст, святитель Афанасий Александрийский, а также святитель Григорий Палама. Эти великие мужи не просто высказывали частные мнения, но именно систематически и глубоко развивали стройное церковное учение о прямой богоустановленности и насущной необходимости священства, а также всей церковной иерархии, последовательно доказывая её полное и неразрывное соответствие с изначальной волей Самого Бога, выраженной в Священном Писании и Священном Предании.

Развитая святыми отцами патристическая традиция единодушно и твердо настаивала на том, что законно поставленные священники играют абсолютно незаменимую и уникальную роль в духовной поддержке и руководстве верующей общины, выполняя три главные и взаимосвязанные функции: представительскую (являясь предстоятелями народа перед Богом), учительскую (проповедуя и истолковывая Божественное Откровение) и, наконец, сакраментальную (совершая церковные таинства). Согласно их единодушному учению, лишь через канонически рукоположенных священников, получивших особую благодать Святого Духа в таинстве Хиротонии, становится возможным должным, благодатным и законным образом проводить divine таинства, истинно простирать Божие прощение кающимся грешникам и организовывать регулярную духовную жизнь прихожан согласно святым канонам.

Значение священства и промежуточных звеньев в жизни современного человека

Современный мир, характеризующийся небывалой скоростью изменений, буквально переполнен множеством агрессивных отвлекающих факторов и скрытых духовных угроз. Стремительная и зачастую хаотичная глобализация, постоянная информационная перегрузка, а также постоянно растущие требования профессиональной и повседневной жизни в совокупности создают крайне напряженную ситуацию, в которой человеку становится чрезвычайно трудно сохранять и поддерживать прочную связь со своим внутренним духовным центром. В этом сложнейшем контексте священники и опытные духовные старцы продолжают играть поистине жизненно важную и незаменимую роль, оказывая постоянную поддержку верующим в самые критические и трудные периоды их жизни, оказывая им непосредственную моральную поддержку и давая глубокие, выверенные и ценные духовные советы, основанные на многовековой мудрости Священного Предания.

В перенасыщенной соблазнами современной массовой культуре человеку чрезвычайно легко окончательно заблудиться в бескрайнем и бурном океане противоречивой информации и мгновенных развлечений, что неминуемо ведет к полной потере нравственных ориентиров и верной ориентации в тонких духовных вопросах. Именно мудрое и своевременное присутствие компетентных, духовно квалифицированных и боговдохновенных посредников в лице пастырей помогает мягко, но настойчиво направить сознание ищущего Бога человека обратно к его Творцу, эффективно предотвращая множество фатальных ошибок, мировоззренческих заблуждений и трагических духовных падений на этом сложном пути.

Заключение

Представленный детальный анализ исторических, богословских и практических аспектов вопроса со всей очевидностью и неопровержимостью показывает, что Святое Православие твердо и неизменно стоит на стороне безусловной необходимости существования специальных духовных посредников между человеком и его Творцом. Божественная организация Церкви-Семьи изначально построена Премудрым Зиждителем именно таким образом, чтобы гарантировать максимальную эффективность, безопасность и спасительность взаимодействия между отдельными заблудшими лицами и вечным Божественным Царством. Благодаря наличию законно поставленных священников, аскетичных монахов и прозорливых старцев в мире сохраняется высокая степень духовной защиты, отеческой заботы и руководства для всех людей, искренне ищущих узкий путь ко спасению.

Протестантская критика священства в подавляющем большинстве случаев оказывается основана на крайне поверхностном, вырванном из контекста и упрощенном восприятии роли посредников, совершенно игнорируя при этом богатейшую двухтысячелетнюю историю, глубокую патристическую традицию и мистический опыт Церкви. Поэтому сегодня как никогда остро и актуально необходимо вернуться к подлинным традиционным ценностям и вновь решительно подтвердить непреходящую важность института священства и церковной иерархии, которые обеспечивают верующему человеку успешное прохождение всех жизненных испытаний и уверенное достижение конечной цели земного бытия — вечного спасения бессмертной души.


Источники

Эта статья была подготовлена с использованием некоторых идей, изложенных в следующих работах:

Сост. прот. А. Задорнов, «Православное учение о церковной иерархии. Антология святоотеческих текстов»
Профессор Христос Яннарас, «Вера Церкви»
Норман Л. Гайслер, «Энциклопедия христианской апологетики»
Протоиерей Сергий Дергалев, «Анализ основных доктрин протестантизма»
Евгений Успен крайский, «Обличительное богословие»
Свящ. Сергий Кобзарь, «Протестантизм или Православие?»
Свящ. Вячеслав Рубский, «Православие – протестантизм. Штрихи полемики»
Протопресвитер Михаил Помазанский, «Догматическое Богословие»
Профессор Василий Дмитриевич Сарычев, «Учение о Боге Спасителе»
Протоиерей Сергий Булгаков, «Православие. Очерки учения Православной Церкви»

Дорогие братья и сестры, если данная публикация оказалась полезна и наши материалы помогают вам находить ответы на важные вопросы, мы будем благодарны за вашу поддержку. Любое пожертвование имеет большое значение и способствует дальнейшему развитию нашего ресурса.

Поддержать наше служение можно по ссылке.