Среди мусульман распространено мнение, что учение о Троице было выдумано в первых четырех веках, версии есть различные перечислять их нет нужды, но суть у них одна: "учение о Троице плод человеческих выдумок и его нет в Писании". Для того что-бы ответить на этот вопрос нужно взглянуть на то, что Писания говорят о личности Мессии (Иисуса Христа) и Святого Духа, т.к. именно это и является причиной появления христианства.
В исламе признаются многие ветхозаветные пророки, такие как Авраам, Моисей, Давид и Иисус Христос. В исламе Иисус, или Иса ибн Марьям (что переводится как Иса сын Марии), считается одним из великих пророков Бога, которому было ниспослано особое послание. Более того, ислам полностью подтверждает подлинность и святость предыдущих священных писаний, таких как Тора и Евангелие. Однако, несмотря на уважение к пророку Иисусу и к пророчествах, ислам отвергает некоторые ключевые идеи, связанные с учением христианства, в частности – концепцию Троицы и Божественность Иисуса Христа. Он признает Иисуса как пророка и посланника Бога, но не считает его Богом или частью божественной троицы, что является важной отличительной чертой христианского вероучения. В христианстве, в свою очередь, существует убеждение, что Иисус Христос – это истинный Мессия и Сын Божий, и что именно вера в Троицу – это фундаментальная истина, утвержденная в Священном Писании.
Православие же по-своему смотрит на утверждения ислама о признании Исы как Мессии. Церковь подчеркивает, что именно учение христианской веры является истинным исполнением пророчеств Ветхого Завета о пришествии Спасителя мира. Согласно христианской традиции, Христос – не просто пророк или посланник, а воплощение Бога на земле, который пришел спасти человечество от греха и смерти. Только в рамках христианства проповедуется полнота пророчеств, предвещающих Его пришествие и миссию. Именно поэтому христианская вера утверждает, что только она содержит полное исполнение пророчеств и истинное понимание Божества, а концепция Троицы — это не просто догмат, а открытая тайна, являющаяся ключом к пониманию Бога, Его предвечных замыслов и человеческого спасения.
Пророчества о Настоящем Мессии
Христианство основывается на многочисленных пророчествах Ветхого Завета, которые указывают на приход спасителя, называемого Мессией. Эти пророчества охватывают широкий спектр аспектов Его миссии, начиная от места рождения, Божественного статуса, и заканчивая страданиями и смертью.
О рождении от Девы: Исаия 7:14 (VIII век до н. э.)
«Посему Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (с нами Бог)»
Об искуплении и жертве: Исаия 53:5–6 (VII—VI века до н. э.)
«Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу; и Господь возложил на Него грехи всех нас.»
О смерти, пораженном копьем: Захария 12:10 (V век до н. э.)
«Воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают о единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце.»
Убитым с разбойниками: Исаия 53:12 (VII—VI века до н. э.)
«Потому что Он предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес грех многих и за преступников сделался ходатаем.»
Погребенным у богатого: Исаия 53:9 (VII—VI века до н. э.)
«Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребён у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его.»
Имена Мессии, говорящие о Его божественном статусе: Исаия 9:6 (VIII век до н. э.)
«Ибо младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира.»
О Сыне Божьем: Псалом 2:7 (X век до н. э.)
«(говорит Господь) Я возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя.»
Привилегированное положение Мессии: Псалом 109:1 (IX—VIII века до н. э.)
«Сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.»
Признание Мессии Богом и появление Трех Лиц: Исаия 48:16 (VI век до н. э.)
«(говорит Господь) Приблизьтесь ко Мне, слушайте это: с самого начала Я это открыл, не тайно, и когда сбывалось, Я был там. А теперь послал меня Господь Бог и Дух Его»
Все эти древние пророчества нашли свое полное и точное исполнение в личности Иисуса Христа. Он родился в Вифлееме, как было предсказано, принял на Себя крестные страдания, умер и воскрес из мертвых – все это зафиксировано в Священном Евангелии. Возникает вопрос: на каком основании христиане могли бы сомневаться в истинности и достоверности этих пророчеств? Ведь именно в христианстве они находят свое полное и беспрецедентное подтверждение. Ни одна другая мировая религия не может предложить такого комплексного и слаженного исполнения предсказаний, объединяющих исторические события, духовные истины и спасительную миссию.
Исходя из этих фактов, христиане справедливо утверждают, что именно Иисус Христос, Божественный Сын Бога Отца, воплотившийся в человеческое тело, является тем единственным Спасителем, который исполнил все пророчества Ветхого Завета в полном и совершенном объеме. Это убеждение основывается не на субъективных предположениях, а на ясных исторических свидетельствах и духовных откровениях, переданных через поколения, подтверждающих уникальную миссию и статус Иисуса как истинного Мессии.
Так же предоставлю несколько упоминаний Святого Духа в Ветхом Завете:
Исаия 11:2 (VII—VI века до н.э.)
«И почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия».
Исаия 42:1 (VII—VI века до н.э.)
«Вот Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд».
Исаия 63:10 (VII—VI века до н.э.)
«Но они воспротивились и огорчили святой Дух Его; потому Он обратился в неприятеля их, Сам воевал против них».
Числа 11:25 (XIV—XIII века до н.э.)
«И сошёл Господь в облаке, и говорил с ним, и взял от Духа, Который на нём, и дал семидесяти мужам старейшинам; и когда почил на них Дух, они пророчествовали, но потом перестали».
Судей 3:10 (XI—IX века до н.э.)
«Дух Господень облек его, и он жил в Галааде, и прогнал Аммонитян».
Судьи 13:25 (XI—IX века до н.э.)
«А на Данитовом стане, в Магдедане, начал подвигаться на него Дух Господень».
Второзаконие 34:9 (XIV—XIII века до н.э.)
«И Иисус, сын Навин, исполнился духа премудрости, потому что Моисей возложил руки свои на него; и слушали его сыны Израилевы и делали, как повелел Господь Моисею».
Этих нескольких упоминаний думаю будет достаточно, что бы понять, что Святой Дух так же не является плодом фантазии и выдумкой христиан 1-4 веков, а многократно упоминался Пророками (по скромным подсчетам около 80 раз) за много веков до появления христианства.
Кто и когда придумал учение о Троице
Изучая пророчества о Мессии и упоминания о Святом Духе, записанные пророками за многие столетия до рождения Иисуса Христа, мы видим, что учение о Святой Троице не является плодом человеческого воображения или изобретательства. Оно не возникло случайно и не было создано отдельными личностями, будь то апостол Павел, священники, епископы или же решениями вселенских соборов. Вместо этого, это учение восходит к глубоким откровениям самого Бога, которые раскрываются в священных текстах и передаются через традиции первых христианских общин. Процесс формулировки и систематизации учения о Троице был постепенным, однако он всегда оставался прочно основанным на Библии и живом опыте верующих.
Таким образом, становится очевидным, что вера в Святую Троицу не является простым человеческим вымыслом или философской догадкой. Эта вера основана на глубоком изучении библейских свидетельств, откровений Всевышнего и пророков, а также на духовной практике, переданной из поколение в поколение. Именно поэтому учение о Троице занимает центральное место в православном богословии и является неотъемлемой частью христианской веры.
Единственные, кто признают настоящего Мессию
Большинство существующих мировых религий либо полностью отвергают Иисуса Христа как Бога, либо признают Его лишь как выдающегося учителя, пророка или духовного наставника. Однако, при всём многообразии вероучений, ни одна из этих религиозных традиций не может похвастаться выполнением полного комплекса ветхозаветных пророчеств, которые касаются прихода настоящего Спасителя человечества. Этими пророчествами заранее были описаны множество деталей Его жизни, миссии, страданий и победы над смертью.
Христианство же как религия открыто и уверенно исповедует веру в того, Кто именуется Агнцем Божьим — единственного, кто взял на Себя грехи всего мира и совершил искупительную жертву ради спасения человечества. Вера в Иисуса Христа как в Богочеловека, исполненного божественной силы и любви, стоит особняком среди всех религиозных учений, ведь именно христиане признают полноту Его миссии и значение Его жертвы. Такое признание делает христианство уникальным в мировом религиозном пространстве.
Поэтому представители христианства с уверенностью заявляют, что именно они первыми и истинно признали Иисуса Христа в качестве Истинного Мессии. В отличие от них, мусульмане зачастую либо искажают, либо вовсе игнорируют многие важные пророчества о Мессии, которые были подробно рассмотрены ранее в нашем исследовании. Конечно, мусульманская сторона может утверждать, что Библия якобы искажена, однако, как уже было отмечено в статье, посвящённой достоверности Священного Писания, до тех пор, пока не будут предоставлены более древние и надёжные альтернативные версии Библии, она остаётся самым авторитетным и доверенным источником знаний о Боге и Мессии. В то же время Коран противоречит библейским текстам по целому ряду ключевых вопросов, что ставит под сомнение его совместимость с христианским учением и истинностью образа Мессии, который он предлагает.
Заключение
В заключении можно подчеркнуть, что православное вероучение твердо утверждает, что Иисус Христос является единственным истинным исполнителем всех пророчеств Ветхого Завета, касающихся предсказаний о приходе Спасителя мира и Спасителя человечества. Это учение подтверждается Священными Писаниями, где ясно указано, что Бог открыл свою волю и план спасения через пророков, и эти пророчества полностью исполнились именно в жизни и деяниях Иисуса Христа. В то же время, вера в Святую Троицу глубоко укоренилась в Святых Писаниях и не является плодом человеческого произвола или изобретательства. Она возникла в результате откровения, которое было передано самим Богом человечеству, и подтверждается Священным Откровением, данными через пророков и апостолов.
Итак, православное учение показывает, что признание истины о Христе и о Святой Троице не основано на человеческих компромиссах или философских размышлениях, а является результатом исполнения пророчеств и получения божественных откровений. Это подтверждает, что вера в Христа как в истинного Мессию и в Троицу как в единое Божественное Существо — не вопрос личного мнения или культуры, а священное свидетельство Бога, которое требует уважения и принятия верующими. Поэтому именно христиане, особенно представители православной Церкви, с полной уверенностью могут считать себя последователями истинного Мессии, ибо только они полноценно исполняют условия, установленные древними пророками Израиля, и соблюдают заповеди, полученные через Божественное Откровение. Вся их вера и духовное наследие закреплены в пророчествах, свидетельствах и признаниях, переданных из поколения в поколение как неприкосновенный источник истины.
Источники
Эта статья была подготовлена с использованием некоторых идей, изложенных в следующих работах:
Джон Гилкрист, «Бог или пророк? – Отстаивая истины Евангелия»
Норман Л. Гайслер, «Энциклопедия христианской апологетики»
Епископ Арсений (Жадановский), «Божественное достоинство лица Иисуса Христа»
Священник Марк Соукуп, «Учение Библии о Божественном достоинстве Христа и Святого Духа»
Протопресвитер Михаил Помазанский, «Догматическое Богословие»
Протоиерей Олег Давыденков, «Догматическое богословие»
Епископ Александр (Милеант), «Ветхий Завет о Мессии»