Вопрос о пророческом достоинстве Мухаммеда является одним из ключевых пунктов расхождения между христианством и исламом. Для мусульман он — «печать пророков» (Коран 33:40), последний и величайший посланник Аллаха, а его учение — окончательное и исправляющее предыдущие Откровения, в том числе и христианское. Для православного богословия, основанного на полноте Божественного Откровения в Господе нашем Иисусе Христе и на учении основанной Им Церкви, подобные утверждения не просто неприемлемы — они являются фундаментальным отрицанием самой сути христианской веры. Признание Мухаммеда пророком означало бы отрицание божественности Христа, Троицы, действительности Крестной жертвы и всего домостроительства спасения. Эта статья призвана показать, с православной точки зрения, почему христиане не только не могут принять пророческий статус Мухаммеда, но и обязаны, следуя апостольскому наставлению, отвергнуть его как человека проповедующего «иного Иисуса» (2 Кор. 11:4).
Несоответствие критериям библейского пророчества и учение об анафеме
Священное Писание Ветхого и Нового Заветов устанавливает четкие критерии для узнавания истинного пророка. Главный из них — верность уже данному Божественному Откровению и учение в строгом соответствии с ним. В книге Второзакония сказано: «Если восстанет среди тебя пророк… и скажет тебе: „пойдем вслед богов иных“… то не слушай слов пророка сего… ибо чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш» (Втор. 13:1-3). Пророк Божий не может призывать к отвержению предыдущих Богодухновенных Писаний или учению, кардинально противоречащему им.
Именно это и делает Мухаммед. Его проповедь прямо отрицает ключевые догматы христианства:
- Отрицание Божественности Иисуса Христа: Коран категорически отвергает учение о Христе как Сыне Божием (Коран 9:30), называя это великой клеветой на Аллаха. Хотя именно это предсказывали Пророки, и именно это проповедовали Апостолы.
- Отрицание Троицы: Ислам трактует христианскую Троицу как веру в трех богов (Аллаха, Иисуса и Марию), что является грубейшим искажением и прямо отвергается (Коран 5:73). Хотя именно это предсказывали Пророки, и именно это проповедовали Апостолы.
- Отрицание Искупительной Жертвы на Кресте: Коран утверждает, что Христос не был распят (Коран 4:157), тем самым вырывая самую сердцевину христианской веры — спасительную смерть и Воскресение Господа. Хотя именно это предсказывали Пророки, и именно это проповедовали Апостолы.
Учение, проповедуемое Мухаммедом, является не продолжением, а отрицанием Библейского Откровения. Поэтому для христианина Коран не может быть «исправленным» или «окончательным» Писанием — он является анти-Писанием, отрицающим основополагающие истины спасения. Апостол Павел строго предупреждает: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1:8). Проповедь, отрицающая Божественность Христа и Его Крест, подпадает под это категоричное осуждение. Следовательно, с христианской точки зрения, Мухаммед не может быть признан пророком, а является проповедником чуждого и враждебного христианству учения.
Сравнительный статус Иисуса и Мухаммеда в исламской традиции
Любопытно, что даже внутри самой исламской традиции статус Иисуса Христа (Исы) уникален и неизмеримо превосходит статус Мухаммеда в ряде ключевых аспектов. Это косвенно, но красноречиво свидетельствует об особом месте Христа в Божественном замысле, даже с точки зрения тех, кто отрицает Его Божественность.
- Непорочное Зачатие: Согласно Корану, только Иисус был рожден от Девы Марии (Марьям) по повелению Аллаха («Будь!» — Коран 3:59). Рождение Мухаммеда было совершенно обычным.
- Совершение чудес: Коран приписывает Иисусу множество чудес, которых не совершал Мухаммед: исцеление прокаженных, воскрешение мертвых, оживление глиняных птий (Коран 3:49; 5:110). Мухаммед представлен как чудо Корана, но его земное служение не было отмечено подобными знамениями власти над природой и жизнью.
- Безгрешность: Исламская традиция приписывает Иисусу статус безгрешного пророка. Мухаммед же, согласно хадисам, просил прощения у Аллаха за свои грехи.
- Второе пришествие: В исламской эсхатологии именно Иисус, а не Мухаммед, является ключевой фигурой конца времен. Он вернется на землю, чтобы низверзить Даджаля (Антихриста), установить царство справедливости и будет главным судьей над человечеством.
Таким образом, даже по исламским меркам, Иисус предстает как существо гораздо более могущественное, святое и уникальное, чем Мухаммед. Для христианина этот контраст не случаен: он является искаженным отголоском подлинного, евангельского откровения о Христе как о предвечном Сыне Божием. Если бы даже гипотетически предположить, что Мухаммед был неким «пророком для арабов», его статус не мог бы даже приблизиться к статусу Того, Кто есть «Сила Божия и Премудрость Божия» (1 Кор. 1:24).
Фундаментальная несовместимость понятия «печати пророков» с христианской верой
Сама исламская концепция о Мухаммеде как о «печати пророков» (хатым ан-набийин), закрывающем собой пророческое служение, принципиально несовместима с христианским богословием. В христианском понимании, все пророчество Ветхого Завета было устремлено к одной цели — явлению в мир не просто еще одного пророка, а Самого Бога воплотившегося.
С пришествием Иисуса Христа пророчество не «закрылось», а исполнилось и преобразилось. Он — не один из пророков в длинной цепи, а Тот, о Ком все пророки свидетельствовали (Лк. 24:27). Он — исполнение Закона и Пророков (Мф. 5:17). После Его Вознесения и ниспослания Святого Духа в День Пятидесятницы пророческое служение в Церкви не прекратилось, но стало действием Самого Духа Святого, живущего в Теле Христовом. Церковь, руководствуемая Духом Истины (Ин. 16:13), является столпом и утверждением Истины (1 Тим. 3:15) и не нуждается в новом, «исправляющем» откровении спустя шесть веков после Христа.
Идея о том, что Бог, открывший Себя во всей возможной для человека полноте в Лице и деле Иисуса Христа, спустя столетия послал бы нового пророка с учением, отрицающим фундамент этого дела, абсурдна с точки зрения христианства. Она предполагает либо то, что Бог ошибся в Своем первоначальном Откровении, либо то, что Церковь, обещанную Христом и ведомую Духом Святым, полностью извратила истину и была на шесть веков оставлена Им. Оба этих предположения противоречат евангельским обетованиям и вере в неизменность и верность Бога.
Завершение: Христос — исполнение, а не предмет спора
Подводя итог, необходимо со всей ясностью заявить: для православного христианина не может быть и речи о признании пророческого статуса Мухаммеда. Его учение не только не является развитием или завершением Библейского Откровения, но является его прямым отрицанием. Оно проповедует «иного Иисуса», лишенного Своего Божественного достоинства и спасительной жертвы, и потому подпадает под анафему, провозглашенную апостолами.
Даже внутренняя логика исламского предания, ставящая Иисуса в положение уникальной и могущественной фигуры, невольно свидетельствует о Нем как о большим, чем пророк. Для христиан же Он — не «величайший пророк», а воплотившийся Господь, Альфа и Омега, начало и конец всего (Откр. 22:13). Пророчество завершилось не в VII веке в Аравии, а в I веке, когда «Слово стало плотию» (Ин. 1:14). Все последующие века Церковь живет не в ожидании новых откровений, а в благодатном и спасительном познании уже явленной Истины — Христа распятого и воскресшего. Принимать всерьез претензии ислама значило бы для христианина отрицать сам фундамент своей веры, и потому это невозможно по определению. Наша вера основана не на человеческих умозрениях, а на явлении Бога во плоти, и этому мы призваны быть верными до конца.
Источники
Эта статья была подготовлена с использованием некоторых идей, изложенных в следующих работах:
Норман Л. Гайслер, «Энциклопедия христианской апологетики»
Джон Гилкрист, «Бог или пророк? – Отстаивая истины Евангелия»
Протоиерей Димитрий Полохов, «Нравственный облик Мухаммада и его пророческие притязания»
Джон Гилкрист, «Мухаммад – пророк ислама»
Диакон Георгий Максимов, «Православие и ислам»