ДИСКЛЕЙМЕР
Статьи на данном сайте имеют исключительно образовательный характер и посвящены разъяснению основ православия и христианства. Мы стараемся представлять материал объективно, основываясь на учениях Русской Православной Церкви, проявляя уважение ко всем конфессиям и взглядам. Сайт не преследует цели спровоцировать конфликты, задеть чувства последователей иных религий или распространять ненависть и дискриминацию. Пользователи, продолжающие изучать материалы сайта, подтверждают свое согласие с настоящим уведомлением и отказываются от предъявления юридических или иных претензий, связанных с содержанием размещенных публикаций.

Доказывает ли факт молитвы Иисуса Богу, что Он был Ему подчинен?

Одним из наиболее распространенных возражений, которые мусульмане выдвигают против божественного достоинства Иисуса Христа, является указание на Его молитвы к Богу Отцу. Аргумент звучит просто и, на первый взгляд, логично: раз Иисус молился, значит, Он — не Бог, а создание, подчиненное и ниже Того, к Кому обращена молитва. Этот довод основан на фундаментальном для ислама понимании абсолютной, ничем не ограниченной единственности и трансцендентности Аллаха (таухид), которая исключает возможность воплощения и существования Бога в Троице. Однако такой подход является следствием буквального, внешнего и внеконтекстного прочтения евангельского повествования, не учитывающего всю глубину христианского богословия о личности Иисуса Христа и о смысле Его миссии. Молитва Христа — это не доказательство Его тварности или подчиненности, а ключ к пониманию величайшей тайны воплощения и домостроительства нашего спасения.

Молитва как свидетельство подлинного воплощения и добровольного уничижения

Чтобы правильно понять природу молитв Иисуса Христа, необходимо прежде всего осознать, Кем является молящийся и в каком состоянии Он пребывает. Христианское вероучение утверждает, что Иисус Христос — это предвечное Слово Божие, Второе Лицо Пресвятой Троицы, единосущное Отцу по Божеству. Но для спасения человечества это вечное Слово «стало плотию» (Ин. 1:14). Он воспринял полноту человеческой природы, кроме греха, со всеми ее свойствами, включая потребность в молитвенном общении с Богом.

Молитва Иисуса — это не молитва Бога к Богу в рамках Троицы. Это молитва Его человеческой природы к Божественной. Сын Божий, став истинным Человеком, добровольно воспринял все свойственные человеческой природе проявления смирения и зависимости от воли Отчей. Он голодал, уставал, скорбел — и молился. Это не умаляет Его Божественного достоинства, а, напротив, подчеркивает реальность и полноту воплощения. Если бы Христос не молился как человек, Его человечество было бы призрачным, неполноценным. Его молитва — это знак того, что Он есть совершенный Бог и совершенный Человек одновременно и нераздельно.

Более того, молитва Христа была выражением Его добровольного *кенозиса* (греч. κένωσις — уничижение, умаление), о котором говорит апостол Павел: «Он, будучи образом Божиим… уничижил Себя Самого, приняв образ раба» (Фил. 2:6-7). Он, будучи равен Отцу, добровольно подчинил Свою человеческую волю Божественной воле Отца, став послушным «даже до смерти, и смерти крестной» (Фил. 2:8). Его молитва в Гефсиманском саду — «впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42) — является высшим выражением этого добровольного послушания, а не доказательством Онтологического неравенства.

Молитва как выражение единства в Троице и наставничество для людей

Молитвенная жизнь Иисуса имеет и другое, не менее важное измерение. Она раскрывает вечные отношения между Лицами Пресвятой Троицы. Вне времени и пространства Сын пребывает в вечном, совершенном и любовном общении с Отцом и Святым Духом. Это общение ипостасей единого Бога. Воплотившись, Сын продолжает это общение в условиях земной, человеческой жизни через молитву. Молитва Христа является земным выражением вечного диалога любви внутри Троицы. Она показывает не различие сущностей (Бог и не-Бог), а различие ипостасей (Отец и Сын).

Кроме того, Евангелия многократно показывают, что молитва Христа была для Его учеников и для всех последующих поколений верующих высшим примером для подражания. Если бы Христос, будучи истинным Богом, не молился, то у людей могло бы возникнуть ложное представление, что молитва — удел только слабых тварей, а для «богоравного» человека она не нужна. Но Христос, будучи безгрешным и совершенным Человеком, показывает, что молитва — это естественное и необходимое состояние человеческой души, устремленной к Богу. Он учит нас *как* молиться («Отче наш…»), и Своим личным примером показывает *необходимость* молитвы. Он молится перед важнейшими событиями Своего служения: перед избранием апостолов (Лк. 6:12), перед Преображением (Лк. 9:29), перед крестными страданиями (Мф. 26:39). Это педагогический прием, показывающий людям путь к соединению с Богом.

Содержание молитв Христа доказывает Его уникальное достоинство

Внимательное изучение не просто факта, но и содержания молитв Иисуса Христа в Евангелиях открывает удивительную вещь: в них нет ни тени того рабского страха или удаленности от Бога, которые характерны для молитвы твари. Напротив, они свидетельствуют о невероятной, уникальной близости и сыновней уверенности.

Христос обращается к Богу не как к далекому и грозному Владыке (как «Аллах» в исламе), а как к «Отцу» (арам. «Абба»). Это обращение было настолько необычным и дерзновенным для иудейской традиции, что шокировало современников. Оно отражает отношения не раба и господина, а Сына и Отца. В самой известной молитве Он учит нас говорить «*Отче* наш». Но только Он один может говорить «Отец Мой» в абсолютном, единственном смысле. В Его устах это — не метафора, а указание на истинное, вечное отношение.

Более того, в Своих молитвах Христос не просит прощения за *Свои* грехи (как должен был бы делать простой человек или пророк), но ходатайствует *за других* (Ин. 17). Он просит Отца прославить Его той славой, которую Он имел у Него «прежде бытия мира» (Ин. 17:5). Какая тварь, какой пророк посмел бы просить о такой славе? Это слова Того, Кто сознает Свое предвечное бытие и равенство с Отцом. Его молитва является не актом подчинения низшего высшему, а актом любовного согласия ипостасей в единой воле.

Завершение

Таким образом, рассматривать молитвы Иисуса Христа как простой аргумент против Его божественности — значит совершать фундаментальную ошибку, смотря на величайшую тайну через узкую щель человеческой логики. Такой подход видит лишь внешнюю форму действия, но полностью упускает его сущность, контекст и действующее Лицо.

Молитва Христа — это не слабость твари, а сила Творца, добровольно взявшего на Себя всю полноту человеческого бытия, включая его глубочайшую потребность в единении с Богом. Это краеугольный камень воплощения: если бы Он не молился, Его человечество было бы неполным, призрачным, а наше спасение — недостижимым. Его молитва — это не просьба подчиненного к начальнику, а совершенное выражение вечного, любовного диалога между Отцом и Сыном, явленное нам в условиях времени и пространства. В Гефсиманском саду мы слышим не отчаянную мольбу творения, а голос Нового Адама, свободно и любовно подчиняющего человеческую волю воле Божественной, чтобы исцелить в Себе наше непослушание.

Следовательно, молитва Христа является не доказательством того, что Он не Бог, а самым ярким доказательством обратного. Она открывает нам не бездну между Ним и Отцом, а непостижимую глубину их единства и любви, в которую Он теперь вовлекает и нас. Указывать на молящегося Христа и говорить: «Смотри, Он не Бог!» — все равно что смотреть на царя, добровольно снявшего корону, чтобы войти в хижину прокаженного и исцелить его, и делать вывод: «Смотри, он не царь!». Истина же в обратном: именно этот величайший акт смирения и любви с несомненностью свидетельствует, что вошедший в хижину — и есть истинный Царь.


Источники

Эта статья была подготовлена с использованием некоторых идей, изложенных в следующих работах:

Джон Гилкрист, «Бог или пророк? – Отстаивая истины Евангелия»
Норман Л. Гайслер, «Энциклопедия христианской апологетики»
Епископ Арсений (Жадановский), «Божественное достоинство лица Иисуса Христа»
Протоиерей Олег Давыденков, «Догматическое богословие»
Священник Марк Со极уп, «Учение Библии о Божественном достоинстве Христа и Святого Духа»
Протопресвитер Михаил Помазанский, «Догматическое Богословие»

Дорогие братья и сестры, если данная публикация оказалась полезна и наши материалы помогают вам находить ответы на важные вопросы, мы будем благодарны за вашу поддержку. Любое пожертвование имеет большое значение и способствует дальнейшему развитию нашего ресурса.

Поддержать наше служение можно по ссылке.