ДИСКЛЕЙМЕР
Статьи на данном сайте имеют исключительно образовательный характер и посвящены разъяснению основ православия и христианства. Мы стараемся представлять материал объективно, основываясь на учениях Русской Православной Церкви, проявляя уважение ко всем конфессиям и взглядам. Сайт не преследует цели спровоцировать конфликты, задеть чувства последователей иных религий или распространять ненависть и дискриминацию. Пользователи, продолжающие изучать материалы сайта, подтверждают свое согласие с настоящим уведомлением и отказываются от предъявления юридических или иных претензий, связанных с содержанием размещенных публикаций.

Был ли Иисус пророком, а не Богом?

В исламской традиции Иисус (Иса) считается великим пророком и посланником Бога, но отрицается Его божественность. Коран гласит: "Воистину, аллах — Господь мой и Ваш Господь. Поклоняйтесь же Ему! Это — прямой путь" (сура 19:36), подчеркивая, что Иисус — лишь один из пророков, подобный Моисею или Аврааму. Это возражение вызывает глубокий резонанс в межрелигиозном диалоге, поскольку затрагивает основы веры: кто же такой Иисус для христиан — просто Божий посланник или Сам Бог воплотившийся?

Православие, укорененное в Священном Писании, Предании Церкви и догматах Вселенских Соборов, утверждает, что Иисус Христос — истинный Бог и истинный Человек, Второе Лицо Пресвятой Троицы. Это не случайное заблуждение, как иногда утверждают мусульманские теологи, а стержень христианской веры, раскрытый через Ветхий Завет, Евангелия и свидетельства апостолов. В этой статье я постараюсь убедительно и подробно опровергнуть исламское возражение, опираясь на библейские тексты, исторические факты ранней Церкви и теологические аргументы. Структура статьи проста и логична: мы рассмотрим три ключевых пункта, каждый из которых разоблачает ограниченность исламского взгляда на Иисуса, и завершим призывом к глубокому размышлению.

Библейские свидетельства о божественности Иисуса

Исламский Коран, будучи якобы последним откровением, утверждает превосходство над предыдущими писаниями, которые якобы были искажены. Однако если мы обратимся к Библии — священной книге христиан, которую мусульмане признают частично аутентичной, — мы увидим явные указания на божественность Христа. Во-первых, Иисус Сам себя называл Богом. В Евангелии от Иоанна 8:58 Он говорит: "Прежде нежели был Авраам, Я есмь". Это прямое цитирование имени Бога из Исх. 3:14, где Бог являет Себя Моисею как "Я есмь Сущий". Пророки не смели претендовать на такое имя, ибо оно означало вечное бытие. Мусульманские комментаторы могут попытаться истолковать это как метафору, но контекст ясен: иудеи хотели побить Иисуса камнями за богохульство, подразумевая Его божественные притязания.

Во-вторых, Ветхий Завет содержит пророчества, указывающие на Мессию как на Бога. В Исаии 9:6 говорится: "Ибо младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира". Как пророк может быть назван "Отцом вечности" или "Богом крепким"? Это противоречит исламскому взгляду, где пророки — всего лишь создания. Более того, Иисус совершал чудеса, подтверждающие Его божественную власть: исцеления, воскрешения мертвых (Лазаря, дочь Иаира) и даже хождение по воде. В исламской традиции чудеса Ислама — что-то сверхъестественное, но пророки не совершают то, что принадлежит только Богу. Евангелия описывают Иисуса, управляющего природой: "И повелел морю: умолкни, перестань" (Марк 4:39). Если Иисус — лишь пророк, почему Он прощает грехи, что, по еврейскому закону, принадлежит Богу (Марк 2:5-7)?

Третий аспект — Его воскресение. Мусульмане могут возражать, что Иисус не умер на кресте, а был вознесен Богом, как свидетельствует Коран (сура 4:157). Однако апостольские свидетельства — очевидцы которые видели все своими глазами, включая Петра и Иоанна, — описывают пустую гробницу, явления воскресшего Христа более сотни учеников, и Его вознесение на небеса спустя 40 дней после воскресения. Если Иисус — пророк, почему Его учение требует веры в Его божественность для спасения? "Кто верует в Меня, не верует в Меня, но в Пославшего Меня" — сказал бы Иисус, но нет: "Верующий в Меня имеет жизнь вечную" (Иоан. 6:47). Пророк не обещает вечной жизни от веры в себя самого. Эти библейские факты, неизмененные в христианском Предании, опровергают идею, что Иисус — просто посланник, подобный Мухаммеду. Мусульмане поклоняются одному Богу, но Христос в Библии — не отделим от Отца: "Я и Отец — одно" (Иоан. 10:30).

Историческое Предание ранней Церкви

Переходя от Писания к истории, мы видим, что раннехристианская Церковь с самого начала почитала Иисуса как Бога. Апостольские отцы, жившие в I веке, — Игнатий Богоносец, Ириней Лионский, — писали о Христе как о воплощенном Боге. Игнатий в Послании к Ефесянам (ок. 110 г.) называет Его "нашим Богом Иисусом Христом". Это не поздние искажения, а свидетельства очевидцев. Мусульмане могут утверждать, что Библия искажена, но ранние апокрифы и неканонические тексты (как Евангелие от Фомы) также подтверждают божественность, хотя и не вошли в канон.

Вселенские Соборы — III в Никея (325 г.), I в Константинополе (381 г.) — догматизировали Троицу, утверждая равенство Иисуса с Богом. Это не было нововведением, а было формулировкой апостольской веры. Ириней (ок. 180 г.) в "Против ересей" пишет о Христе как о Слове Божьем, ставшем плотью (Иоан. 1:14). Ислам, возникший в VII веке, не может отрицать эту непрерывную традицию. Пророк Мухаммед якобы подтверждает предыдущих пророков, но в Коране Иисус — лишь сподвижник Бога, без божественности, что противоречит христианским источникам того времени.

Далее, мученики первых веков умирали за веру в Христа как Бога. Поликарп (ок. 120 г.) перед казнью сказал: "Восемьдесят шесть лет я служу Ему и Он никогда не обидел меня". Если Иисус — пророк, почему такая жертвенность? Исламские тексты, как "Ат-Таргил" ат-Табари, пытаются связать Ислама с христианами, но это анахронизм. Традиционно православные иконы, литургия и Символ веры веками утверждают божественность. В мусульманских дискуссиях часто игнорируется, что ранние христиане, включая евреев-апостолов, поклонялись Иисусу как Богу, что запрещено иудаизмом и Исламом. Это историческое свидетельство сильнее предположений о "искажении", поскольку устная традиция и греческие манускрипты (Синайский кодекс) сохранили аутентичность.

Теологические и филосовские основания

С теологической точки зрения, исламская концепция Бога как единственного, трансцендентного, без воплощения логична для монотенстического подхода, но недостаточна. Православие учит о Троице: Отец, Сын и Дух — едины по сущности, но различны по ипостасям. Христос — не пророк, а Логос (Слово), через Которое мир создан (Иоан. 1:1-3).

Философски, воплощение объясняет любовь Бога к людям. Бог не просто посылает пророков — Он сходит Сам, страдает и умирает за грехи (Рим. 5:8). Ислам отрицает искупление, предлагая лишь закон и милость. Но как пророк может искупать? Павел пишет: "Бог во Христе примирил с Собою мир" (2 Кор. 5:19). Логично ли пророку брать на себя Божьи атрибуты? Нет. Коран избегает этого, говоря о Иисе как о "знамении" (сура 43:59), но не Боге.

Более того, если Иисус — не Бог, почему Его учение преобразило мир? Мусульмане могут сказать, что Ислам совершен, но христианство существовало 600 лет до Мухаммеда, основав цивилизации. Философия Аристотеля или Платона не рождает такую этику, как заповедь любви к врагам. Это свидетельствует о божественном происхождении. В обороне мы видим, что исламское возражение самовыдворяется: если Иисус — пророк, то христиане заблудились, но почему все пророки Самарии и Библии — ошибочны?

Завершение

В заключение, православное богословие убедительно опровергает исламское возражение, что Иисус — лишь пророк, а не Бог. Библейские тексты, историческое Предание и теологические аргументы подтверждают Его божественность, как Второй Лицо Троицы, воплотившийся для спасения человечества. Вера в Божественную природу Иисуса является абсолютно логичной, т.к. она недвусмысленно обоснована Писанием, и у христиан нет никаких убедительных причин сомневаться в этом. На каких основаниях христианин должен отвергать Пророков, Писания, слова Иисуса, Апостолов и слова Самого Бога? Это не догматический спор, а призыв к глубокому пониманию: Иисус — не путаница, а путь к Богу. Призываю мусульманских братьев исследовать Евангелия и древних Пророков без предубеждений, молиться и открыться Духу Истины.


Источники

Эта статья была подготовлена с использованием некоторых идей, изложенных в следующих работах:

Джон Гилкрист, «Бог или пророк? – Отстаивая истины Евангелия»
Норман Л. Гайслер, «Энциклопедия христианской апологетики»
Епископ Арсений (Жадановский), «Божественное достоинство лица Иисуса Христа»
Протоиерей Олег Давыденков, «Догматическое богословие»
Священник Марк Соукуп, «Учение Библии о Божественном достоинстве Христа и Святого Духа»
Протопресвитер Михаил Помазанский, «Догматическое Богословие»

Дорогие братья и сестры, если данная публикация оказалась полезна и наши материалы помогают вам находить ответы на важные вопросы, мы будем благодарны за вашу поддержку. Любое пожертвование имеет большое значение и способствует дальнейшему развитию нашего ресурса.

Поддержать наше служение можно по ссылке.