ДИСКЛЕЙМЕР
Статьи на данном сайте имеют исключительно образовательный характер и посвящены разъяснению основ православия и христианства. Мы стараемся представлять материал объективно, основываясь на учениях Русской Православной Церкви, проявляя уважение ко всем конфессиям и взглядам. Сайт не преследует цели спровоцировать конфликты, задеть чувства последователей иных религий или распространять ненависть и дискриминацию. Пользователи, продолжающие изучать материалы сайта, подтверждают свое согласие с настоящим уведомлением и отказываются от предъявления юридических или иных претензий, связанных с содержанием размещенных публикаций.

Есть ли в Библии четкое утверждение о божественности Иисуса?

Это возражение часто выдвигается в дискуссиях, подразумевая, что христианское учение о троичном Боге и божественности Иисуса Христа якобы является искажением оригинальных текстов Священного Писания. Однако, как православный христианин, я придерживаюсь убеждения, что Библия, будучи вдохновленным Словом Божиим, полна ясных свидетельств о том, что Иисус Христос есть истинный Бог, второй Лицо Святой Троицы. В этой статье я представлю подробные аргументы, основанные на Священном Писании, пророческих текстах Ветхого Завета и предании Церкви, чтобы развеять это заблуждение.

Данное возражение игнорирует контекст христианского богословия, где божественность Иисуса подразумевается не только в прямых утверждениях, но и в Его действиях, словах и отношениях с Отцом и Духом. Мы рассмотрим три ключевых аспекта: богословские доказательства в Новом Завете, пророчества Ветхого Завета и авторитет церковного предания. Статья будет подробной, чтобы предоставить исчерпывающий анализ, позволяющий мусульманским братьям и сестрам переосмыслить свои возражения и увидеть, как христианство соответствует внутренней логике Писания. Важно отметить, что эта дискуссия не предназначена для оскорбления, но для поиска истины, ибо все мы ищем Бога.

Богословские доказательства в Новом Завете

Первый и наиболее прямой источник доказательств — Новый Завет, написанный апостолами и очевидцами жизни Иисуса. Мусульманское возражение часто фокусируется на том, что нет "четкого" утверждения, но давайте разберем тексты внимательно. Одним из самых ясных мест является Евангелие от Иоанна: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть" (Ин. 1:1-3). Здесь Иисус (Слово, Логос) прямо называется "Богом" и причастным Творению. Это утверждение не оставляет места для интерпретаций: Иисус не просто пророк или учитель, а вечное Божественное Существо, сотворившее мир.

Далее, в том же Евангелии Иисус Сам провозглашает: "Я и Отец — одно" (Ин. 10:30). Эта фраза шокировала Его слушателей, ибо иудеи поняли ее как богохульство, и многие хотели побить Его камнями (Ин. 10:31-33). Иисус не отрицает этого истолкования; напротив, Он углубляет истину, утверждая единство с Отцом. Аналогично, в молитве перед Распятием Иисус говорит: "Отец! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною... чтобы Они были едино, как Мы едино" (Ин. 17:24). Это не аллегория, а прямое указание на божественное единство, которое подразумевает равенство и божественность Иисуса.

Доказательства усиливаются атрибутами и действиями, приписываемыми только Богу. Во многих местах Нового Завета Иисус прощает грехи: "Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою и иди в дом твой" (Мф. 9:6). Только Бог может прощать грехи, как отмечают слушатели, называя это богохульством (Мф. 9:3). Иисус принимает поклонение, что запрещено для людей (Исх. 20:3-4), но разрешено Богу. Он пять раз в Новом Завете позволяет поклоняться Себе: например, волхвы поклоняются Ему как младенцу (Мф. 2:11), разбойник на кресте молит Его (Лк. 23:42-43), женщина грешница омывает Его ноги (Лк. 7:37-38), Фома восклицает: "Господь мой и Бог мой!" (Ин. 20:28), и апостолы после Вознесения ожидают Его прихода с неба (Деян. 7:55-56).

Апостол Павел также подтверждает божественность: "Он есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари... потому что в Нем обитает вся полнота Божества телесно" (Кол. 1:15-19). Это не метафора, а догматическая истина. Греческое слово "плирома" (полнота) означает, что в Иисусе полнота Божества, а не какая-то часть. Евреям 1:8 цитирует Псалом 44:7, применяя его к Иисусу: "А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века". "Боже" здесь — "Элои", древнееврейское слово для Бога. Это прямое обращение к Иисусу как к Богу.

Наконец, Воскресение и Вознесение подтверждают божественность: мертвые не воскрешают, но Иисус воскрешает себя (Ин. 10:17-18). Павел пишет: "Если же Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша" (1 Кор. 15:17). Весь Новый Завет построен на этом фундаменте. Мусульманское возражение упускает, что тексты не просто "не чёткие" — они переносят божественные атрибуты на Иисуса, делая невозможным любое другое истолкование без искажения.

Пророчества Ветхого Завета о божественной природе Мессии

Второй аспект — предвосхищение божественности Иисуса в пророчествах Ветхого Завета, которые мусульмане также признают как Священные. Игнорирование этих пророчеств делает возражение неполным, ибо Новый Завет есть исполнение Ветхого. Эти пророчества охватывают широкий спектр аспектов Его миссии, начиная от места рождения, Божественного статуса, и заканчивая страданиями и смертью.

О рождении от Девы: Исаия 7:14 (VIII век до н. э.)
«Посему Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (с нами Бог)»

Об искуплении и жертве: Исаия 53:5–6 (VII—VI века до н. э.)
«Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу; и Господь возложил на Него грехи всех нас.»

О смерти, пораженном копьем: Захария 12:10 (V век до н. э.)
«Воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают о единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце.»

Убитым с разбойниками: Исаия 53:12 (VII—VI века до н. э.)
«Потому что Он предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес грех многих и за преступников сделался ходатаем.»

Погребенным у богатого: Исаия 53:9 (VII—VI века до н. э.)
«Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребён у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его.»

Имена Мессии, говорящие о Его божественном статусе: Исаия 9:6 (VIII век до н. э.)
«Ибо младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира.»

О Сыне Божьем: Псалом 2:7 (X век до н. э.)
«(говорит Господь) Я возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя.»

Привилегированное положение Мессии: Псалом 109:1 (IX—VIII века до н. э.)
«Сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.»

Признание Мессии Богом и появление Трех Лиц: Исаия 48:16 (VI век до н. э.)
«(говорит Господь) Приблизьтесь ко Мне, слушайте это: с самого начала Я это открыл, не тайно, и когда сбывалось, Я был там. А теперь послал меня Господь Бог и Дух Его»

Одно из ключевых пророчеств — Даниил 7:13-14: "Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится". Это царство дано "Сыну человеческому", термин, который Иисус использует для Себя. Служба (поклонение) Ему — атрибут Бога, а вечное владычество — не человеческое.

В Книге Бытия 3:15 Бог обещает семя жены, которое поразит змия (Сатану). Это семя — Христос, преодолевающий зло божественной силой. Михей 5:2 предсказывает рождение в Вифлееме: "И ты, Вифлеем Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле... и будет Он величие Его до краев земли". "Владыка" — монархическая титул, но Слово "Изгеугменос" подразумевает божественное руководство.

Наконец, чудеса и знамения, описанные в Ветхом Завете, повторяются в жизни Иисуса, подтверждая Его божественность. Моисеевы чудеса предвещают чудесное служение Мессии, но Иисус превосходит их: воскрешает мертвых, исцеляет слепых и хромых, ходит по воде — всё это атрибуты Бога (Исх. 15:26). Мусульмане согласятся, что Коран признает некоторые чудеса Иисуса, но Библия делает их свидетельством Его божественности.

Авторитет церковного предания и раннехристианской веры

Третий пункт связан с контекстом, в котором писалась Библия: предание Церкви, которое мусульманское возражение часто игнорирует. Библия не была написана в вакууме; она — плод живой веры ранней Церкви. Апостолы и первые христиане верили в божественность Иисуса с самого начала. Исповедник перед мученичеством Ириней Лионский (ок. 180 г.) писал против гностиков, утверждая, что Христос — Бог и Человек. Афанасий Великий (4 в.) защищал Никейский Символ, где Иисус назван "Богом истинным от Бога истинного".

Ранние литургические тексты, как гимн в Филиппийцам 2:6-11, называют Иисуса "Богом": "Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба..." Второй стих подразумевает Его равенство Богу. Церковное предание подчеркивает, что Символ Веры, сформулированный на соборах, прямо исповедует: "Верую в Иисуса Христа, Сына Божия, единородного... Бога истинного от Бога истинного".

Возражение мусульман упускает, что Библия — каноническая книга, подчеркивая Предание. Иудаизм, из которого вышло христианство, ждал божественного Мессию (например, Каинан в Талмуде), но Иисус соответствовал большему. Мусульмане сами признают Иисуса пророком и Мессией, но православное богословие показывает ступени: Он не просто пророк (как Моисей), а Слово Божие, воплощенное.

Завершение

Подводя итог обсуждению, стоит отметить, что распространенное среди мусульман утверждение о том, что Библия якобы не содержит ясных и однозначных утверждений относительно божественного статуса Иисуса Христа, совершенно несостоятельно и легко опровергается внимательным изучением Священного Писания. Действительно, Новый Завет буквально насыщен многочисленными цитатами и аллюзиями, прямо подтверждающими этот факт. Например, знаменитое начало Евангелия от Иоанна («И Слово было Бог») ясно свидетельствует о том, что Иисус Христос имеет Божественное происхождение. Точно так же в Послании к евреям мы находим прямые выражения, где Сын Божий открыто именуется Господом (см., напр., Евр. 1:8). Эти и многие другие места Нового Завета однозначно подтверждают тезис о полной Божественности Спасителя.

Однако доказательства далеко не ограничиваются лишь текстом Нового Завета. Даже ветхозаветные пророчества содержат многочисленные намеки и откровенные предсказания о грядущем воплощении Бога-Слова. Помимо библейских свидетельств, само Предание Православной Церкви единодушно утверждает веру в Троицу и полновесную Божественность Иисуса Христа.


Источники

Эта статья была подготовлена с использованием некоторых идей, изложенных в следующих работах:

Джон Гилкрист, «Бог или пророк? – Отстаивая истины Евангелия»
Норман Л. Гайслер, «Энциклопедия христианской апологетики»
Епископ Арсений (Жадановский), «Божественное достоинство лица Иисуса Христа»
Протоиерей Олег Давыденков, «Догматическое богословие»
Священник Марк Соукуп, «Учение Библии о Божественном достоинстве Христа и Святого Духа»
Протопресвитер Михаил Помазанский, «Догматическое Богословие»

Дорогие братья и сестры, если данная публикация оказалась полезна и наши материалы помогают вам находить ответы на важные вопросы, мы будем благодарны за вашу поддержку. Любое пожертвование имеет большое значение и способствует дальнейшему развитию нашего ресурса.

Поддержать наше служение можно по ссылке.