Современный человек, воспитанный в духе гуманистических идеалов, с недоумением и даже ужасом читает на страницах Священного Писания описания войн, казней и суровых наказаний. Эти тексты становятся одним из главных аргументов для тех, кто отрицает Бога, видя в Нём жестокого и мстительного Тирана, а в самой религии — источник вражды и нетерпимости. Однако такой взгляд является поверхностным и оторванным от своего контекста. Он вырывает отдельные фрагменты из общего замысла, игнорируя главное — цель всего Домостроительства спасения человека. Чтобы понять эти сложные места Писания, необходимо увидеть их не через призму современных моральных стандартов, а в свете той духовной реальности, того исторического и культурного контекста, для которого они были написаны. Эта статья призвана показать, что кажущаяся жестокость в Ветхом Завете есть не проявление божественной злобы, а часть педагогического плана по воспитанию падшего человечества, ведущего его ко Христу.
Исторический контекст
Первое, что необходимо ясно осознать — это состояние человечества в ту эпоху, к которой относятся описываемые события. Мы говорим о глубокой древности, о мире, погружённом в кромешную тьму язычества. Это был мир, где повсеместно практиковались человеческие жертвоприношения, ритуальные убийства детей и пленников, где жестокость была нормой жизни и частью религиозного культа. Нравственные понятия были примитивны и огрублены. В этом море насилия и заблуждения Бог избирает один конкретный народ — древних евреев — как носителя истинной веры. Но этот народ, только что вышедший из египетского рабства, сам был духовно и нравственно слаб, заражён языческими обычаями. Бог ведёт его, как любящий, но строгий Отец, ведущий несмышлёного ребёнка, который не понимает слов, но понимает язык запретов и наказаний. Жесткие меры, предписанные в законах Ветхого Завета, были не одобрением жестокости, а её ограничением по меркам того дикого времени. Они вводили понятие справедливого суда, возмездия за зло, защищали общину от распада и вырождения. Уничтожение враждебных языческих племён было, по сути, духовной хирургией — удалением не просто врагов, но источника смертельной духовной заразы, которая могла погубить в зародыше единственную веру в Единого Бога, необходимую для будущего пришествия в мир Спасителя. Это была борьба не с людьми, а с грехом, принявшим формы целых народов и культур.
Божественная педагогика
Второй ключ к пониманию — это идея духовной педагогики. Бог открывался человеку постепенно, шаг за шагом, сообразно его способности понять. Он не мог сразу, с самого начала, проповедовать заповеди Нагорной Проповеди — «любите врагов ваших» — народу, который ещё не научился даже любить ближнего. Воспитание начинается с простых и суровых правил. Ветхий Завет — это детство человечества, его «букварь», где буквы выведены жёстко и чётко. Закон «око за око» был в те времена огромным прогрессом, ибо он ограничивал месть: вместо того чтобы вырезать весь род обидчика, можно было требовать лишь равноценного воздаяния. Это был первый урок справедливости. Жестокие наказания за тяжкие грехи (идолопоклонство, убийство) показывали всю серьёзность греха, его разрушительную силу. Они были призваны оградить народ от духовной смерти, подобно тому как родители сурово наказывают ребёнка, пытающегося сунуть руку в огонь. Вся ветхозаветная история — это подготовка к пришествию Христа. Когда человечество через закон, пророков и суровые уроки истории усвоило понятия святости, греха, справедливости и жертвы, тогда в мир и пришёл Тот, Кто возвестил новый, высший этап откровения — закон любви и благодати. Новый Завет не отменяет правду Ветхого, но завершает и превосходит её. Жестокость Ветхого Завета была необходимым этапом, без которого была бы невозможна проповедь милосердия Нового.
Суд и Любовь
Третье, на что следует обратить внимание — это принципиальная разница между жестокостью человеческой и действиями Бога. Когда человек проявляет жестокость, он чаще всего движим гневом, ненавистью, жаждой наживы или власти. Его действия irrationalны и деструктивны. Когда же мы читаем о суровых действиях Бога в Писании, мы должны понимать, что они исходят от Существа, Которое есть сама Любовь и сама Жизнь. Бог не творит смерть, смерть — это следствие греха, отпадения человека от Источника жизни. Бог, как Врач, иногда вынужден применить ампутацию, чтобы спасти всего пациента — всё человечество. Его суды — это не месть, а акты восстановления нарушенной гармонии, уничтожения зла, которое, как раковая опухоль, угрожает всему творению. Кроме того, мы, люди, обладающие ограниченным знанием и видящие лишь сиюминутный отрезок истории, не можем судить о вечных и всеобъемлющих замыслах Творца. То, что нам кажется жестокостью, в вечной перспективе может оказаться актом величайшего милосердия, предотвратившим большее зло. Крестная смерть Христа с точки зрения мирского разума — акт чудовищной несправедливости и жестокости. Но для верующего это величайший акт любви, искупивший всё человечество. Так и ветхозаветные события, будучи частью единого пути ко кресту, должны восприниматься в контексте этой жертвенной любви.
Завершение
Таким образом, обвинения в адрес Библии как книги, проповедующей жестокость, несостоятельны. Они строятся на вырывании цитат из контекста, на игнорировании исторической и духовной реальности древнего мира. Бог Ветхого Завета — это не другой бог, а тот же Бог Любви, что и в Новом Завете. Он действовал теми методами, которые были необходимы на определённом этапе воспитания человечества. Суровые заповеди были лекарством для смертельно больного мира, первой прививкой от хаоса и нравственного распада. Они подготовили почву для пришествия Христа, Который открыл нам всю полноту божественной любви. Понимание этой постепенности божественного откровения, этой педагогики Бога по отношению к человеку, снимает все кажущиеся противоречия. Вместо того чтобы видеть в Писании оправдание насилию, мы видим историю долгого и трудного возвращения заблудшего человечества к своему Творцу, Который готов был ради этого пройти весь путь до Голгофы. И в этом — высшее опровержение всяких обвинений в жестокости.
Источники
Эта статья была подготовлена с использованием некоторых идей, изложенных в следующих работах:
Митрополит Макарий (Булгаков), «Введение в православное богословие»
Профессор Павел Александрович Юнгеров, «Введение в Ветхий Завет»
Епископ Александр (Милеант), «К Познанию Библии. Ветхий Завет»
Протопресвитер Михаил Помазанский, «Догматическое Богословие»
Протоиерей Олег Давыденков, «Догматическое богословие»
Митрополит Амфилохий (Радович), «История толкования Ветхого Завета»
Протопресвитер Иоанн Брек, «Как читать Ветхий Завет?»
Норман Л. Гайслер, «Энциклопедия христианской апологетики»